B2B-портал самообслуживания — это электронная торговая площадка производителя или продавца, которая дает возможность оптовым покупателям приобретать товары и услуги самостоятельно в любое время.
Пользователи B2B-портала оптовых продаж — юридические лица: компании, коммерческие и некоммерческие организации, дистрибьюторы, дилеры, оптовые покупатели, государственные учреждения.
Каждому партнеру доступен личный кабинет, где он может формировать заказы, автоматически получать счета на оплату и следить за состоянием заказов. При этом доступ к каталогу товаров есть только у приглашенных пользователей: дистрибьюторов, дилеров и партнеров.
Интерфейс b2b-кабинета дилера
Благодаря тому, что портал дает возможность совершать покупки самостоятельно, он может обслуживать клиентов круглосуточно и бесперебойно — 24/7. Это особенно удобно для пользователей из различных часовых поясов — им не нужно подстраиваться под режим работы менеджеров.
B2B-портал самообслуживания позволяет автоматизировать большую часть бизнес-процессов и берет на себя часть функций отделов продаж и маркетинга, юридического отдела и бухгалтерии. Таким образом, он сокращает расходы на обслуживание и одновременно повышает качество сервиса и объемы продаж.
делиться собранной корзиной или использовать мультикорзины;
создавать оптовые списки товаров или загружать их из файлов.
В итоге пользователи получают высокий уровень сервиса, простоту и скорость обслуживания. И это именно то, что хотят современные клиенты в B2B, что подтверждается многочисленными исследованиями.
Тренд на самообслуживание
Международная консалтинговая компания McKinsey & Company провела исследование, в котором выяснила, что больше 80% покупателей B2B в США предпочитают удаленное онлайн-обслуживание, а 35% из них предпочитают совершать заказы самостоятельно.
35% выбирают самообслуживание на цифровых порталах, а 46% удаленное обслуживание
Также согласно исследованию Gartner «Будущее продаж» 33% всех онлайн-покупателей предпочитают покупать без участия продавца.
B2B-клиенты выбирают площадки самообслуживания по двум причинам:
Это удобно — порталы доступны в любое время.
Это гораздо быстрее — электронное обслуживание позволяет значительно сократить время обслуживания.
В качестве доказательства приведем цифры еще одного исследования из США — 83% опрошенных заявили, что считают самообслуживание одним из важнейших трендов в B2B e-commerce в 2022 году.
94% бизнес-клиентов все еще недовольны качеством обслуживания клиентов онлайн;
50% сайтов не соответствуют ожиданиям покупателей;
37% клиентов регулярно сталкиваются с ошибками при совершении заказов.
Источник: sana-commerce.com
Поэтому, чтобы онлайн-площадка стала успешной, она должна отвечать определенному уровню качества.
Чего ждут B2B-клиенты от e-commerce
Электронная B2B-коммерция отличается от розничных продаж — требования здесь выше. Клиенты ждут уровня сервиса и удобства не меньше чем в B2C, но при этом есть ряд специфических требований.
B2B-клиенты ожидают:
Многоканальных коммуникаций
Самообслуживания и доступа 24/7
Различных вариантов приема заказов
Возможности массового оформления заказов
Многоуровневой системы скидок и лояльности
Удобных способов и условий оплаты для бизнеса
Индивидуальных цен с количественными скидками
Персонализации ценообразования, продуктов и маркетинга
Возможности выбора вариантов оформления и оплаты заказов
Автоматизации обслуживания: оформления и выгрузки документов, выставления счетов, повтора заказов
Все это нужно учитывать при подготовке к разработке портала самообслуживания для оптовых клиентов.
Планируете автоматизировать b2b-продажи и работу с оптовиками?Оставьте заявку, мы проконсультируем и подберём оптимальное решение под ваши задачи
Ключевое отличие оптового портала продаж — каталог товаров закрыт и доступен для партнеров после регистрации, которую можно получить только после модерации.
Оптовый клиент и так хорошо знает ассортимент, при этом у него мало времени и много задач, то есть это не импульсивные, а запланированные покупки. Поэтому структура каталога и номенклатура оптимизируются под определенные потребности оптовиков.
Регистрация и авторизация
В B2B клиент может представлять несколько контрагентов. Покупателем может быть холдинг или у одной компании могут быть зарегистрированы различные юрлица.
Поэтому важно, чтобы пользователь мог сформировать заказ для любой организации, в которой он отвечает за закупки.
Личный кабинет портала
Для этого нужна возможность зарегистрироваться на портале самому, а также зарегистрировать все юридические лица, которые будут привязаны к профилю, чтобы легко переключаться между ними.
Индивидуальное ценообразование
Если в интернет-магазине цены для всех одинаковы и открыты, то на оптовых площадках каждый клиент имеет историю заказов и определенный объем закупок. От этого зависят и отношения поставщика с ним. Как правило, чем больше объем, тем ниже цены.
Поэтому на портале используются различные типы цен.
Технически они формируются так: берется базовая цена и к ней применяется индивидуальная скидка, которая может выражаться в процентах либо в твердой сумме. Далее созданный тип цен применяется к клиенту или группе клиентов.
Для порталов, которые работают на обширных территориях, должна быть предусмотрена возможность индивидуальной ценовой политики в различных регионах.
Список товаров
Навигация и поиск также отличаются от розничных магазинов. Закупщик уже знает товар и оперирует названием и артикулом, иногда ключевыми характеристиками. Поэтому список товаров должен быть компактным, и чаще всего имеет вид таблицы, чтобы вместить максимальное количество товаров на одной странице.
По этой причине оптовые порталы имеют лаконичный дизайн с минимумом графических элементов и в основном представлены в табличном виде.
Пример каталога
На первое место выходит удобство поиска и формирования заказа из большого количества артикулов. В каталоге также обязательно должен быть блок для поиска и подбора по параметрам.
А вот подробные описания не нужны, достаточно технических характеристик и файлов спецификаций: инструкций, таблиц совместимости, технического паспорта. То же можно сказать и об изображениях товаров — их наличие может стать плюсом, но не является обязательным, как в интернет-магазинах, где является ключевым для покупки.
Мультикорзины
Это возможность формировать разные по составу заказы в отдельных корзинах, но получать единый счет на оплату. То есть можно собирать корзины для разных отделов, чтобы не путать их, а счет оплатить от одного контрагента. Это удобно для менеджеров по закупке.
Этот же сценарий используется при заказе для нескольких юридических лиц — для каждого из них формируется отдельная корзина, а счет выставляется пользователю.
Сценарии оформления заказа
На оптовом портале возможны несколько сценариев заказа.
Собрать товары в заказ по одному из каталога.
Набрать товары из готового файла со списком товаров.
Отправить товары в корзину по списку артикулов с указанием количества каждой позиции.
Повторить предыдущий или регулярный заказ.
Работа с заказами
Автоматизация документооборота
На портале должна быть возможность электронного документооборота.
При регистрации юридического лица система формирует договор поставки в электронном виде, который подписывается акцептом.
После регистрации стороны обмениваются необходимыми учредительными документами прямо на портале в электронном виде.
При оформлении заказа система автоматически формирует и выставляет счет на оплату.
После оплаты счета должны быть созданы первичные отгрузочные документы также в электронном виде.
После чего у пользователя появляется возможность скачивать договора, счета, акты, другие документы.
Это упрощенная цепочка электронного документооборота, которая может быть подстроена под ваши бизнес-процессы.
Рекламации
Рекламации — это производственный брак, поврежденная упаковка, пересортица, несоответствие по количеству или качеству, а также требования по устранению недостатков, соразмерном снижении цен и возмещении убытков.
На оптовом портале должен работать отдельный раздел для рекламаций, который позволит легко проводить подобные коммуникации.
Что еще должно быть в b2b-портале
Каталог с удобным представлением товаров для бизнеса и актуальными остатками.
B2B личный кабинет, где доступна вся информация о заказах в одном окне и настройка ролей для разных типов пользователей.
Интеграция со службами доставки и управление логистикой для возврата товаров и разделения заказов по отгрузкам.
Управление маркетингом, чтобы была возможность проводить акции и распродажи, запускать спецпредложения, предлагать кросс-сейл и апсейл товары.
Инструменты для подбора товара: калькуляторы, конфигураторы, фильтры сортировки и эффективный поиск по каталогу.
Помимо этого, важна техническая часть, оптовый B2B-портал не работает сам по себе — это сложная структура, которая включает многоуровневые интеграции с другими сервисами.
Список интеграций индивидуален и зависит от потребностей, и может включать в себя:
ERP — систему управления ресурсами предприятия.
CRM — систему управления взаимоотношениями с клиентами.
EFT — систему для электронного перевода средств.
EDI — систему электронного обмена данными и технологию управления заказами.
OLTP — технологию онлайн-обработки транзакций и платежного шлюза.
PIM — систему централизованного управления большими массивами данных о товарах.
Системы управления остатками, запасами и цепочками поставок.
Это минимальный пакет технологий, который может расширяться в зависимости от задач, которые стоят перед оптовой электронной площадкой.
Этапы разработки оптового B2B-портала
1. Предпроектное исследование.
Определить концепцию портала, целевую аудиторию, цели проекта, особенности компании и категорий товара, портрет клиента, паттерны поведения типичного потребителя.
2. Подготовка ТЗ на разработку B2B-портала
Разработать техническое задание, определить функции портала и условия разработки, точно измерить время и стоимость разработки.
3. Внедрение готового решения или индивидуальная разработка.
Развернуть готовое решение, спроектировать и запрограммировать функции, при необходимости доработать дизайн.
При индивидуальном создании B2B портала сначала необходимо определить цели и KPI, проанализировать нишу и конкурентов, выбрать стратегию работы на рынке. Затем на основе полученных данных составить список требований к функциональности портала, после чего следует разработать и запустить MVP, который затем будет дорабатываться исходя из актуальных данных.
Таким образом индивидуальная разработка позволит тонко настроить портал под нужды потребителя и требования рынка, но потребует больше внимания со стороны заказчика, а также бюджетов и времени.
4. Тестовый запуск портала.
Произвести закрытый запуск для проверки работоспособности и поиска ошибок, оценить функциональность и ликвидировать баги, повысить производительность.
5. Запуск B2B-портала.
Провести финальную настройку и запустить портал, произвести дополнительное тестирование после запуска.
6. Кастомные доработки под требования бизнеса.
Доработать функционал и дизайн под потребности бизнеса, одновременно повысить производительность и скорость работы.
7. Техническая поддержка и развитие.
Обеспечить бесперебойную работу, мониторинг и обслуживание. Собрать данные о работе портала и поведении пользователей, выдвинуть гипотезы, провести исследования и внедрить изменения для повышения коммерческих результатов.
Варианты работы
Разработка B2B платформы для оптовых продаж может производиться по двум схемам:
Fixed Price: список работ и смета утверждены заранее. Подходит для внедрения готового решения. В такой модели необходимо детализированное техническое задание. Этот вариант выгоден клиентам на небольших проектах и для начала сотрудничества.
Time & Materials: клиент оплачивает отработанные часы и трудозатраты. Этот вариант подходит для дальнейшего развития и масштабирования площадки, а также для крупных проектов, где оценка работ слишком сложна. Этот вариант оптимален для проектов с гибкими требованиями и долгосрочной реализацией.
Если пришло понимание, что нужно развиваться системно — обращайтесь в KISLOROD. Мы несколько лет внедряем и развиваем B2B-решения для лидеров российского рынка.
Планируете автоматизировать b2b-продажи и работу с оптовиками?Оставьте заявку, мы проконсультируем и подберём оптимальное решение под ваши задачи