Как создать торговую площадку в интернете: электронный нишевый B2B- маркетплейс

Максим Жуков
Сооснователь ecommerce-агентства KISLOROD
Максим Жуков
Мы уже писали о мировых тенденциях, а также о перспективах электронной коммерции в России. Уже очевидно, что выходить на рынок B2B онлайн-торговли нужно как можно быстрее, но сделать это можно разными способами.

Статистика и прогнозы

В марте 2023 года Data Insight опубликовало ежегодное исследование интернет-торговли в России за 2022 год, согласно которому российский рынок e-commerce стал самым быстрорастущим среди всех развивающихся стран.
Сравнение по росту продаж в 2022 - электронная торговая площадка
Сравнение по росту продаж в 2022
А в рамках исследования маркетплейсов в России 2023 года, Data Insight приходит к выводу, что на рынке электронной коммерции происходит трансформация.
  1. Неспециализированные магазины имеют массовое падение в объемах продаж.
  2. Брендовые магазины сохраняют свои позиции в силу уникальности.
  3. Малые и средние неспециализированные магазины переходят на маркетплейсы.
В результате рынок получает модель «Маркетплейсы+Брендовые магазины».
Сохраняют позиции только узконаправленные специализированные онлайн-магазины, потому что у них выше качество товара и есть уникальные предложения.
За счет чего выигрывают маркетплейсы?
  • Сила брендов маркетплейсов — для многих это теперь место покупок по умолчанию.
  • Огромный ассортимент — новые бренды и импортеры сразу идут на маркетплейсы, а тысячи селлеров обеспечивают полный и стабильный ассортимент.
  • Доступность в офлайне — например, количество пунктов выдачи Wildberries в 2,5 раза больше чем у X5 и «Магнита» вместе взятых.
И все это на фоне растущей деградации розничной торговли в офлайне, что положительно влияет на весь e-commerce в России.
Создание торговых площадок e-commerce - KISLOROD
Статистика посещений e-commerce площадок
По данным исследования Data Insight, в 2021 году на маркетплейсах покупало более половины интернет-пользователей России — 51% (53,5 млн) и следующие 12 месяцев покупки только росли.
Как создать торговую площадку - KISLOROD
Процент покупателей маркетплейсов
Маркетплейсы превзошли онлайн-магазины по уровню цен, количеству отзывов и акций, широте ассортимента, удобству получения и скорости доставки заказов.
Как интернет-магазинам сохранить долю рынка или вырасти? Масштабироваться и стать специализированными маркетплейсами.
Нишевый маркетплейс (электронная торговая площадка) — это логическое развитие отраслевого интернет-магазина, когда у собственников бизнеса есть потребности и ресурсы для дальнейшего роста.
И по такому пути уже идет часть бизнеса. На «Неделе российского ритейла – 2022» был озвучен такой прогноз:
  • появление до 20 новых маркетплейсов от крупнейших ритейлеров в B2C и B2B сегментах;
  • появление до 80 отраслевых маркетплейсов в сегментах малого и среднего бизнеса.
Таким образом, в ближайшие годы у нас может появиться множетсво нишевых маркетплейсов и учатсников рынка.
А вот в США, по данным McKinsey & Company, уже 79% поставщиков разрабатывают или уже запустили собственные торговой площадки.

Универсальность или специализация

Варианты и типы площадок для онлайн-торговли:
1. B2B-портал самообслуживания
Площадка с закрытым каталогом и личным кабинетом, используется только для оптовой торговли с дистрибьюторами. Основная задача здесь — автоматизация бизнеса.
2. Интернет-магазин B2B+B2C
Работает по модели D2C — прямые продажи потребителю от производителя. Это комбинированная оптово-розничная площадка, где каталог и личный кабинет открыты и доступны всем. Используется для расширения клиентской базы и увеличения прибыли.
3. Нишевый маркетплейс
Отраслевая площадка, которая объединяет на своей базе десятки торговых марок, поставщиков и производителей в одной нише. Каталог и регистрация доступны всем, может работать с любой моделью: B2B-системой, B2C и C2C; может предлагать как товары, так и услуги.
Отраслевой маркетплейс объединяет два подхода: online-магазин и глобальный маркетплейс. Такое гибридное решение позволяет совмещать плюсы обоих форматов.
Планируете автоматизировать b2b-продажи и работу с оптовиками? Оставьте заявку, мы проконсультируем и подберём оптимальное решение под ваши задачи

В чем преимущества специализации

Нишевый маркетплейс имеет ряд отличий от классического маркетплейса:
  1. Ниже порог входа — запустить глобальный маркетплейс практически невозможно, рынок уже поделен крупными игроками, тогда как нишевых площадок пока единицы.
  2. «Теплая» целевая аудитория — здесь нет случайных людей, посетитель приходит целенаправленно и ищет товар именно из этой категории.
  3. Глобальное расширение ассортимента — на площадку можно привлечь десятки производителей и сотни торговых марок, а значит, и покупателей.
  4. Захват рынка — остальные продавцы будут угнетаться, потому что на маркетплейсе всегда больше предложений, при этом можно конкурировать с глобальными площадками за счет специализации.
  5. Уровень сервиса — нишевым маркетплейсам проще удовлетворять потребности клиентов, она уже сегментирована и легко анализируется.
  6. Упор на качество — отраслевая площадка может уступать в ценах, но ей проще следить за качеством товаров.
Специализированная торговая площадка фокусируется на продажах только в той отрасли, где имеет опыт, причем чаще всего это сам производитель.
При этом клиент получает:
  • большой выбор — можно сравнивать товары;
  • удобство использования — все, что нужно есть на одной площадке;
  • высокий уровень сервиса — продавцы разбираются в товаре.
Интерес покупателя здесь не в низкой цене, а в долгосрочной выгоде — клиент доверяет сайту-продавцу и уверен в качестве.

Схема работы отраслевого маркетплейса

Нишевый маркетплейс — это витрина для товаров от нескольких продавцов. Ключевое отличие от интернет-магазина — это то, что владелец площадки не является собственником товара, а лишь предоставляет технологию и инфраструктуру для онлайн-торговли.

Как создать торговую площадку в интернете: пошаговый план запуска

Этапы запуска электронной торговой площадки

  1. Создание инфраструктуры.
  2. Поиск поставщиков.
  3. Обеспечение поставщиков виртуальной инфраструктурой.
  4. Продвижение платформы для дистрибьюторов.
  5. Организация доставки.
  6. Сбор данных покупателей.
  7. Заработок с комиссий при продажах.
  8. Техническая поддержка и развитие проекта.

Плюсы для собственника

  1. Пассивный доход за счет процента с продаж.
  2. Окупаемость затрат на создание инфраструктуры.
  3. Кратное расширение ассортимента.
  4. Привлечение дополнительного органического трафика за счет обширного каталога.
  5. Дополнительные продажи собственной продукции.
  6. Диверсификация бизнеса и снижение рисков.

Особенности и возможные ограничения

  1. Сложность и сроки создания торговой площадки. Преодолевается грамотным выбором подрядчика и поэтапным запуском с MVP.
  2. Ответственность перед поставщиками за поврежденный и утерянный товар. Преодолевается правильным выбором логистического партнера и страхованием.
  3. Ответственность перед клиентами за качество товара. Преодолевается подбором проверенных партнеров-поставщиков.
Критическое ограничение для запуска собственного маркетплейса в своей нише только одно — недостаточный объем спроса на рынке.
Для всего остального можно привлечь профессиональных подрядчиков. При этом стоит учесть, что маркетплейс — это не только витрина товаров, но также большой бэкенд бизнес-процессов, команда сотрудников, разные специалисты, поставщики и службы доставки.
Что касается разработки непосредственно сайта торговой площажки, то если исполнитель имеет достаточные компетенции, то маркетплейс довольно быстро выходит на точку безубыточности и начинает приносить прибыль. А для дальнейшего роста конверсии нужно использовать системный подход — CRO.

Кейс: как превратить интернет-магазин в отраслевой маркетплейс

Один из наших клиентов — интернет-магазин спальной мебели и аксессуаров для комфортного сна решил сменить стратегию бренда на рынке электронной коммерции и запустить нишевый маркетплейс.
Это повлекло за собой кратный рост ассортимента, а значит, надо было точечно доработать дизайн и значительно переработать навигацию и структуру каталога.
На стороне клиента уже работала сильная команда разработки. Нас пригласили как стороннего эксперта по UX и дизайну, чтобы мы привнесли свежий взгляд и провели продуктовую аналитику.
Что было сделано:
  1. Переработано меню для расширения ассортимента с целью масштабируемости.
  2. Разработана новая структура каталога, увеличено количество категорий и изменена логика.
  3. Facelift главной страницы с учетом смены бизнес-модели: новый подбор по параметрам, блоки акций и популярных категорий, блок с изображениями товаров в интерьере, статейный блок.
  4. Переработан поиск по сайту: удобная новая строка поиска в шапке сайта, с нуля разработаны и внедрены умные фильтры в каталоге для мобильной и десктопной версий, добавлены новые функции.
  5. Спроектированы все основные коммерческие страницы.
В итоге разработан и внедрен новый визуальный стиль сайта, который досконально проработан под все виды мобильных устройств. Клиент постепенно внедряет наши доработки, параллельно тестируя эффективность от решений.

Резюмируя

Бизнес-модель электронной торговой площадки подходит предпринимателям, которые имеют:
  1. Популярную e-commerce платформу. Если у вас работает успешный магазин, вам будет довольно просто запустить отраслевой торговую площадку в интернете.
  2. Опыт в e-commerce. Вы уже запустили интернет-магазин в какой-то нише, успешно в ней работаете и готовы кратно масштабироваться.
  3. Связи с поставщиками. Важно запуститься как можно быстрее и быть уверенным в качестве продукции, поэтому здесь вам пригодится знание рынка и основных игроков.
  4. Доступ к сети складов и логистике. Вам необязательно создавать свою сеть, на рынке достаточно подрядчиков, которые станут партнерами.
  5. Опыт работы с интернет-маркетингом. Для маркетплейса важна реклама и продвижение, но для этого вам достаточно подобрать опытного подрядчика.
Нишевый маркетплейс — это естественная стадия развития крупного магазина. Она позволит кратно масштабироваться и увеличить прибыль, при этом сохраняя отраслевую специфику, качество товаров и уровень сервиса.
Так лояльные пользователи получат доступ к более широкому ассортименту товаров, что повлечет еще больший рост клиентской базы. При этом отраслевой маркетплейс можно запускать постепенно — меняя структуру, добавляя категории и товары, внедряя лучшие UX-решения и проверяя все гипотезы.
Подробнее о процессе эволюционного развития в e-commerce можно прочитать в статье.
Планируете автоматизировать b2b-продажи и работу с оптовиками? Оставьте заявку, мы проконсультируем и подберём оптимальное решение под ваши задачи

Рекомендованные статьи в нашем блоге