Зачем нужен личный кабинет для B2B-клиентов: дилеров, дистрибьюторов, производителей и оптовиков

Максим Жуков
Сооснователь ecommerce-агентства KISLOROD
Максим Жуков
Корпоративные продажи отличаются от розничных, здесь другой тип клиентов и у них есть собственные потребности и требования. В рознице клиент — это человек, а в корпоративных продажах — это компания и ее представитель.
Взаимодействия между бизнесами сложнее:
  • история взаимодействия долгая и сложная;
  • решения могут приниматься коллегиально;
  • пользователь может представлять несколько организаций;
  • покупки чаще всего регулярные, объемные и повторяющиеся;
  • клиентам необходим полный пакет документов для закрытия сделок;
  • высокая степень требовательности и контроля, поскольку речь идет не о разовых покупках, а о долгосрочном сотрудничестве.
B2B личный кабинет | KISLOROD
Кроме того, в каждой отрасли могут быть свои нюансы, которые также необходимо учитывать при разработке и запуске B2B-платформы. При этом корпоративный покупатель, так же как и в рознице, ожидает высокого уровня сервиса и комфортных покупок.
Чего ждет покупатель в B2B:
  • индивидуального ценообразования;
  • персонального обслуживания менеджером;
  • возможности быстро совершать массовые заказы и повторять их;
  • поиска товара по артикулам, с помощью фильтров и конфигураторов.
Поэтому B2B-клиенту необходимы уникальные функции, которые могут быть реализованы только в личном кабинете.

Что такое B2B личный кабинет

Личный кабинет — это закрытый раздел на сайте, который доступен только авторизованным пользователям и используется для персонального взаимодействия клиента и продавца.
ЛК — это инструмент, который может быть использован на различных типах площадок для B2B-клиентов:
  • в интернет-магазинах смешанного типа, где есть и розница, и оптовые продажи;
  • в нишевых маркетплейсах для корпоративных и оптовых продаж;
  • в порталах самообслуживания с закрытым каталогом и доступом только для дилеров и дистрибьюторов.

Интернет-магазины

ЛК обязателен для каждого интернет-магазина — именно здесь клиент может отслеживать историю заказов, вводить данные карт и личные данные, пользоваться системой лояльности, добавлять товары в избранное.

Маркетплейсы

На маркетплейсах необходимы два типа ЛК:
  • для покупателей, где такой же функционал, как в интернет-магазинах;
  • для селлеров, где функционал дает возможность управлять торговлей на площадке.
ЛК для селлеров на маркетплейсах позволяет:
  • создавать карточки товара;
  • контролировать остатки товара;
  • получать аналитику по продажам;
  • планировать и управлять поставками;
  • устанавливать цены с учетом конкурентности и маржинальности.

Порталы самообслуживания

B2B-порталы — это площадки самообслуживания, где покупатель может самостоятельно приобрести товары от производителя или оптового продавца. Это закрытый каталог для партнеров: дилеров, дистрибьюторов и оптовых покупателей, который работает круглосуточно и бесперебойно.
ЛК здесь выступает инструментом для автоматизации продаж и масштабирования, он упрощает сделки, переводит документооборот в электронный вид и выполняет множество других функций.

Зачем нужен личный кабинет в B2B-продажах

Какие проблемы решает внедрение ЛК:
  1. Низкие объемы сбыта и средний чек.
  2. Длинная цепочка коммуникаций менеджеров с клиентом.
  3. Невысокая эффективность маркетинговых мероприятий.
  4. Большие объемы документооборота, которые вызывают сложности и сбои в работе из-за человеческого фактора.
  5. Часть покупателей отваливается на этапах оформления заказа из-за сложностей при оформлении или проблем при коммуникации с менеджерами.
Что дает использование ЛК:
  • Разграничение возможностей. Позволяет сегментировать аудиторию и каждому типу клиентов выставлять отдельные условия: скидки, преференции, уровень цен, отсрочки платежа, кредитные линии, отгрузку без предоплаты, персональных менеджеров и т. д. Это также касается уровней доступа для разных отделов в рамках одного ЛК по принципам иерархии и возможностей.
  • Персональные рекомендации. Вся история взаимодействий сохраняется в ЛК, что дает возможность создавать индивидуальные предложения тех товаров, которые наиболее востребованы у этого клиента, а также предлагать дополнительные и сопутствующие товары.
  • Индивидуальные цены. В корпоративных продажах постоянным покупателям выгодно предлагать цены, которые основаны на объемах или истории покупок — это мотивирует оптовых клиентов оставаться у данного продавца.
  • Самообслуживание. Личный кабинет позволяет клиенту формировать заказы самостоятельно, подбирать товары и собирать корзины без участия менеджера. Это удобно и для клиентов, и для продавцов. При этом персональный менеджер может подключиться в любой момент.
  • Лояльность клиентов. B2B-покупателю удобнее пользоваться ЛК: здесь есть история заказов, сопутствующие документы, специальные предложения и личные скидки, заказ всегда можно повторить — это делает работу клиента быстрой и удобной.
Личный кабинет в B2B-продажах | KISLOROD
Владелец электронной торговой площадки с личным кабинетом получает массу дополнительных преимуществ:
  • автоматизацию процессов между оптовыми покупателями, дилерами и дистрибьюторами;
  • упрощение и ускорение документооборота;
  • сокращение накладных расходов и расходов на инфраструктуру;
  • повышение качества обслуживания и сокращение количества сотрудников;
  • увеличение объемов сбыта, оборота и как следствие прибыли.
Клиенты, которым доступен ЛК, получают возможность:
  • выбирать удобные способы оплаты;
  • автоматически получать счета на оплату;
  • совершать заказы и собирать корзины в любое время;
  • использовать историю заказов для регулярных и повторных заказов;
  • видеть статус заказа: прием в работу, сборка, отправка, доставка, готовность к выдаче;
  • скачивать подтверждающие и закрывающие документы в электронном виде;
  • использовать многоуровневые системы скидок: от объема, регулярности, сроков сотрудничества.
Планируете автоматизировать b2b-продажи и работу с оптовиками? Оставьте заявку, мы проконсультируем и подберём оптимальное решение под ваши задачи

Что должно быть в ЛК для B2B

Основные функции:
  • Модуль авторизации — регистрация на площадке и ввод логина и пароля.
  • Автоматизация расчетов и документооборота, чтобы перевести документы в электронный вид.
  • История взаимодействий, чтобы сэкономить время клиента на общение менеджерами.
  • Поддержка клиента: онлайн-чат или тикет-система для регистрации заявок и обращений в чат.
Также обязательно должны быть три функциональные группы.

Кабинет заказов

Он должен содержать следующие функции:
  • Чат с менеджером.
  • Персональные цены.
  • Поиск по истории заказов.
  • Быстрый поиск по каталогу.
  • Упрощенную навигацию.
  • Табличную форму каталога.
  • Заказ по списку товаров: артикулам, наименованиям или из файла.
  • Оптовые единицы измерения: коробки, килограммы, упаковки.
  • Мультикорзины и мультизаказы.
  • Разделение или объединение заказов по адресам доставки.
  • Раздел с балансом счета и разделением по компаниям.
  • Раздел документации с актами сверок, счетами-фактурами, транспортными накладными, актами, договорами и соглашениями.
  • Заказ с удаленного склада.
  • Просмотр остатков на складах.
Кабинет заказов в B2B личном кабинете | KISLOROD

Программа лояльности

Должна иметь следующие возможности:
  • Уровни по объемам продаж.
  • Бонусный счет.
  • Историю накоплений и списаний баллов.
  • Индивидуальные предложения.
  • Анонсы маркетинговых акций и предложений.

Претензионный кабинет

Специальный раздел для рекламаций должен иметь следующие функции:
  • Список поступающих претензий.
  • Поддержку многоканальности и возможность подключения новых каналов: соцсетей, звонков, ручного ввода.
  • Поддержку множества операторов и возможность переключения между ними.
  • Категории обращений и быстрый поиск по статусам.
  • Демонстрацию чата отдела претензий и общения с клиентом.
  • Возможность встроить интерфейс претензионного кабинета в популярные интранет-платформы.
Претензионный кабинет B2B личного кабинета | KISLOROD
Это не исчерпывающий список — у каждого бизнеса есть своя специфика и требования, поэтому функции могут быть расширены или сокращены.

Типы личных кабинетов в B2B

В зависимости от типа площадки могут быть специальные функции для различных типов площадок.

Личный кабинет для контрагентов производителя

Здесь пользователь может:
  • использовать все базовые функции ЛК;
  • формировать плановые заявки и корректировать их;
  • создавать дополнительные соглашения к договору на согласованные объемы продукции;
  • резервировать непроданные остатки и оформлять заявки на выкуп.

Личный кабинет для контрагентов дистрибьютора

Здесь пользователь может:
  • использовать все базовые функции ЛК;
  • пользоваться гибким ценообразованием;
  • участвовать в программе лояльности;
  • видеть историю и статус текущих заказов;
  • управлять списками адресов доставок.

Личный кабинет для контрагентов оптовой компании

Здесь пользователь может:
  • использовать все базовые функции ЛК;
  • получать отчеты по оплатам и продажам;
  • зарегистрироваться как физическое лицо;
  • зарегистрироваться как юридическое лицо;
  • добавить в ЛК сотрудников с разными уровнями доступа;
  • создать мультиаккаунт с возможностью переключения между пользователями.
При этом каждый тип аккаунта будет иметь собственную функциональность, которая предназначена для ограниченной группы пользователей.

Что нужно до начала разработки

  1. Сформулировать цели и задачи внедрения ЛК.
  2. Определить ответственных за проект со стороны заказчика.
  3. Выбрать опытного разработчика с релевантным опытом.
  4. Выделить время и внимание для участия в проекте.

На что обратить внимание

  • Правильная структура и логика. Необходимо учитывать все пользовательские сценарии, чтобы клиент мог легко взаимодействовать с ЛК и не встречать препятствий.
  • Свой вид ЛК для каждого типа пользователей. Для розничных покупателей — свой, для оптовых — свой, ведь у каждого типа покупателей разные потребности. Кроме того, смешивание различных типов клиентов ломает структуру и логику использования, что порождает массу барьеров и ошибок.
  • Требования UX. При разработке дизайна и текстов необходимо учитывать пользовательский опыт, то есть тексты должны быть лаконичными и понятными, а дизайн однозначным и не добавлять сложности в восприятии и использовании.
Несмотря на высокие требования, при разработке ЛК можно сэкономить на ряде аспектов, которые можно доработать позже.

Как можно сэкономить

  1. Опираться на аналитику. Разобрать весь процесс продаж на этапы, выделить важнейшие и самые востребованные, отказаться от сложных и долго окупающихся функций.
  2. Запустить MVP — минимально жизнеспособный продукт. То есть ограничить функционал ЛК важнейшими функциями, которые обязательно необходимы при запуске. А остальные возможности добавлять по мере доработок.
  3. Ограничиться минималистичным дизайном. В ЛК важнее функциональность и корректная работа, а дизайнерские изыски мало влияют на процесс оформления и покупки.
Впоследствии персональный кабинет дорабатывается под индивидуальные требования бизнеса, которые можно уточнить в рамках исследований и поиска гипотез.

Этапы разработки ЛК с индивидуальным дизайном

Если вам нужен ЛК с уникальными функциями, то процесс разработки выглядит следующим образом:
1
Глубинное интервью с владельцем сайта
2
Опрос будущих пользователей и клиентов (опционально)
3
Построение пользовательских сценариев — User Flow
4
Проектирование и прототипирование с учетом UX/UI
5
Создание технического задания на разработку
6
Разработка функционала личного кабинета и его тестирование
7
Внедрение ЛК и проверка корректности работы

Как проходит разработка B2B личного кабинета в KISLOROD

  1. Бриф. Собираем информацию о бизнес-процессах, о том какие задачи решит ЛК.
  2. Аналитика и бенчмаркинг. Анализируем полученную информацию, лучшие решения конкурентов и рынка в открытом доступе.
  3. Постановка задач. Описываем опыт пользователя в ЛК с точки зрения UX и взаимодействие с внешними системами заказчика: ERP, CRM и другими.
  4. Разработка дизайна. Собираем пожелания клиента по дизайну ЛК, изучаем текущий дизайн площадки, на которой он будет располагаться.
  5. Веб-разработка. Формируем систему блоков сайта с зависимостями, чтобы программировать поэтапно, а также подключать разработчиков параллельно.
  6. Тестирование. Проверяем систему, тестируем ее в реальной работе, устраняем баги.
  7. Техническая поддержка и развитие. Поддерживаем работу продукта, анализируем и дорабатываем.
Проекты могут быть реализованы двумя путями:
  • кастомной разработкой — для проектов со сложной архитектурой, нелинейными сценариями поведения пользователей и нетипичными бизнес-процессами;
  • разработкой на готовом решении — для типовых проектов, где большинство процессов стандартны, а значит не нужны уникальные функции.
Большинство бизнесов имеют типовые бизнес-процессы, а значит, индивидуальная разработка для них избыточна: она требует больших бюджетов, долго запускается и окупается.
Варианты с SAAS-решениями также имеют значительные недостатки: данные хранятся в облаке и не принадлежат владельцу, что ведет к риску их потери. Кроме того, облачные решения имеют ограниченные возможности, их нельзя дорабатывать, а значит, масштабировать и развивать бизнес.
Поэтому оптимальное решение для большинства оптовых компаний, которые выходят в онлайн-продажи для B2B — разработка оптового B2B интернет-магазина на готовом решении с последующей доработкой под требования бизнеса.
Что дает разработка в2в личного кабинета на готовом решении:
  • быстрый запуск от 3 месяцев;
  • короткие сроки окупаемости;
  • гибкое бюджетирование и сроки;
  • возможность последующей доработки под себя;
  • полноценные интеграции с другими системами: учета ресурсов и складов, управления складами и отношениями с клиентами.
Если пришло понимание, что нужно развиваться системно — обращайтесь в KISLOROD. Мы несколько лет внедряем и развиваем B2B-решения для лидеров российского рынка.
Планируете автоматизировать b2b-продажи и работу с оптовиками? Оставьте заявку, мы проконсультируем и подберём оптимальное решение под ваши задачи

Рекомендованные статьи